Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему Василида совершенно в другом виде, чем она была известна до того главным образом по изложению Иринея из которого черпали последующие ересиологи. Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, — решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения Василида из коих главное — 24 книги объяснений на Евангелие до нас не дошли. Во всяком случае в изложении Ипполита учение Василида представляется и более оригинальным, и более осмысленным. Абсолютное начало определяется у Василида только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченное. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, но может быть названо; ибо всякое слово не исключая и имен собственных указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, от всего отрешено. Но не будучи актуально ничем, оно есть все потенциально, то есть имеет в себе возможность всякого бытия.

Гностики или о"лжеименном знании". Сборник

Мы покажем, что в своих сочинениях они не только копируют удивительные истории, которые открывает наше предание, но также и заимствуют важнейшие из наших учений и искажают все, что касается веры и мудрости, гносиса и научного знания, надежды и милосердия, раскаяния и воздержности и, наконец, страха Божьего, который является воистину средоточием добродетелей, ведущих к истине. Тот же факт, что наши Писания намного древнее, уже было доказано; [2] 2 и мы привлечем в наших заметках все необходимое и подходящее для демонстрации этого факта.

Мы проникнем во мрак варварской философии, всмотримся в ее символизм и загадочные образы, о которых особенно заботились ревнители древних преданий. И все это полезно, а лучше сказать, совершенно необходимо разобрать в целях познания истины.

Автор: Болотов Василий, Василид - Лекции по истории Древней Церкви, но имени Божия (т. е. сокровеннейшего архонта огдоады) я не открыл им». Но этот страх был началом премудрости (Притч. I, 7; Пс. XXIV, 7): архонт.

Предварительные замечания 1, 1 Поскольку Писание назвало эллинов ворами . Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их. Красноречие необходимо лишь для того, чтобы отвлекать толпу от истины, подлинная же философия заботится скорее о смысле и понимании, нежели о словах.

Ибо у тех, кто сосредоточен исключительно на способе выражения, предмет речи от внимания ускользает. Точно так же опытный ловец легко находит жемчужину в теле раковины. Ведь явилась же Герме сила и пообещала: Далекий в своем существе ибо как сотворенное может быть сродни нетварному?

Петр, Януарий второй, Сатурнин, Аврелий второй, Венантий. На Соборе прочли мы письмо ваше, возлюбленные братья, которое прислали вы через наших епископов Феликса и Сабиаа. Вы желаете от нас ответа и утешения или помощи в этой вашей справедливой и неизбежной тревоге. Ответом на ваше желание будет не столько наш совет, сколько Божия заповедь: И в книге Левит учит Господь: Давно уже имеются у нас эти указания, и мы обязаны покорно Божиим указаниям повиноваться и в таком деле не взирать на лица:

историю нашей Церкви, то видим, что промысел Божий и воля Другая докетическая теория (Василид) исходит из .. Именно страх голодной смер-.

Схема содержания гностических систем и их классификация Издавна догматический остов всех гностических систем принято представлять в такой схеме. Абсолютному духовному началу противоположно материальное, или как пассивная граница бытия, как небытие Платона , или как активная злая сила дуализм персидской религии. В том и другом случае непосредственное происхождение материального мира от Бога немыслимо, и для устранения соприкосновения между ними вводится особое творческое начало, демиург.

При дуализме слабом демиург представляется слабым духовным существом, которое попадает в материю и делается творцом по необходимости; при дуализме сильном демиург творит мир или вопреки Богу, как возмутившийся ангел, или как невольник, захваченный в плен материею при ее наступательном движении на мир духов и порабощенный ею. При дуализме сильном противоположность начал выдерживается строже, и ослабляющее его понятие эманации отпадает, так что верховные начала добро и зло противостоят друг другу прямо и непосредственно.

Цель мирового процесса всюду есть освобождение духа из уз материи. Центральный поворотный пункт мировой истории есть Христос — искупитель, просвещающий пневматические элементы мира познанием их собственной природы и горнего мира. Искупление везде имеет чисто теоретический характер, состоит в научении. Но при дуализме слабом Христос действует не против демиурга, при дуализме сильном — вопреки демиургу.

В той и другой категории действительное единение духа и материи немыслимо. Но дуализм слабый ограничивается тем, что отрицает лишь единение ипостасное: Христос живет и действует в другом, действительном человеке; дуализм сильный, напротив, отвергает и такое соприкосновение противоположных начал: В связи с дуалистическою основою у гностиков стоит и их антропология и нравственное учение. Они делили людей а на духовных , определяемых к совершенству самою их природою, б на душевных , способных достигать относительного совершенства только подвигами, и в на материальных , самою природою обреченных на жертву чувственным влечениям.

Читать онлайн"Богу - богово..." автора Васильев Владимир Германович Василид-2 - - Страница 2

10, 1—3; 27, 2; 3, 2—3 9. Фрагмент из первой книги Толкований Исидора . 53, Фрагмент Василида о прилипающих страстях и выдержка из книги Исидора о прилепившейся душе . ,1 — ,1

Василида (III в.) Похвала разрушивший оковы страха и смерти и дарующий нам, верующим, вход в Царство Небесное. Пятница Светлой седмицы; чествование «Живоносного Источника» Божией Матери.

Вот как Климент излагает учение василидиан о космической роли Христова Евангелия: Последователи Василида, толкуя эти слова [т. Здесь вот что нужно пояснить для упрощения сделаю это своими словами. Греческое выражение формально может быть понято двояко: Основанием для такой надменности является, согласно большинству источников, тот факт, что этот Бог, каким Его изображает Книга Бытия, и в самом деле был тем, кто привел всё существующее в бытие и потому знал всякое сущее как свое творение.

Он не был, однако, тем, кто создал сущности вещей; он не был, таким образом, единственным творцом, как он ошибочно считал.

Толкования на Мф. 5:34

Миллионный город, прожаренный солнцем, собирал толпы вокруг фонтанов, дающих лишь временное облегчение. Очередь говорить выпала старейшему магу капитула, друиду Вигеториксу, тайному служителю Беленоса. Василид задумался, стараясь припомнить, потом неуверенно заговорил: Для Хозяина это дело чести, что-то вроде спорта. Все разом поскучнели, задвигали креслами, только огненнобородый Гамилькар захохотал, грозя пальцем Василиду: Сорвется, что будем делать?

Путь спасения не в вере и милости Божией, это не на-дежда и .. рождают спасительный страх Божий. Жизнь по заповедям дает.

Как ни тужился стать червем, не поддался его стараниям дух маляновский. Говорить он боится, писать он боится. Будто для Мироздания или для бога есть какая-то разница в форме хранения информации! Главное, что эта информация появилась в мире. А торчит ли она в башке Малянова или в его записях — несущественно. Тем более, когда он сообщает ее другому поднадзорному.

И даже формулами подтвердил. Формулами на грязи, которые смоет ночной дождик. Нашел, чего бояться… Но был прав, когда боялся думать. Контролируется именно процесс мышления, именно его глушат, прерывают, искажают, к нему не подпускают… Только что толку? Жить — значит мыслить. С прекращением мышления наступает кома.

Василид, Валентин, Маркион

Святые отцы и учителя Церкви 1. В первой половине в. Здесь появляются последовательница Карпократа Мар-келлина ок. С гениальной глубиной говорит Василид о Первоначале.

стики — Маркион, Валентин, Василид, Апеллес и др. Если первые от-] . чтобы внушить страх [Божий] тем, кто не может каким-то иным образом.

Верховное существо в царстве света, по Василиду, — бог, совершенно непостижимый и не имеющий имени. Он существует в вечности вне преемства времени; в нем сокрыты все семена жизни. Из этого первобытного существа развивается мир блаженных духов эонов. Эти духи — олицетворения идей. В гностическом учении Василида их насчитывается семь: Первобытное существо привлекает их к себе, они возвышаются к нему и вместе с ним образуют первую священную восмерицу огдоаду или первое небо.

Этот первый мир духов окружен вторым миром духов, образующим его отражение. Второй мир духов составляют в философии Василида олицетворенные силы; им правит Святой Дух. Второй мир окружен третьим, третий четвертым и т. Все эти миры — проистекли от бога, они — его отражение, и бог познает в них свое существо. Все вместе они называются у Василида таинственным, часто встречающемся в гностицизме словом Абраксас — буквы этого слова по своему значению в греческой нумерации, образуют число Слово имеет, по Василиду, магическую силу.

Низший мир и человечество находятся под управлением духа, называющегося Архонтом правителем.

Что такое страх Божий?